Атлант-М Сухарево

Официальный дилер Volkswagen
(+375 17) 206 0 206

Минск, ул. Шаранговича, 22/1

(+375 17) 206 0 206

(+375 44) 506 0 206 Velcom

(+375 29) 506 0 206 МТС

info@atlantm.by


Нормо-час. Что это такое?

Наверняка многие автолюбители задумывались, по какой формуле рассчитывается стоимость работ на сервисной станции. С одной стороны - должен быть порядок, в соответствии с которым возникает конечная цена. С другой стороны, случаев, когда стоимость работ берется «с потолка», предостаточно. Доходит порой до того, что одни и те же работы для более «свежего» автомобиля оцениваются значительно дороже, чем для более старшей модели. Бывают аргументы, навроде того, что «были сложности с работой, поэтому пришлось потратить гораздо больше времени».

Как правило, подобные случаи с «аргументами-обоснованиями» регулярно встречаются там, где «стесняются» отвечать не на словах, а на деле за качество услуг и расценки перед клиентом и перед государством. На официальных СТО стоимость работ не получают, прикидывая, сколько денег можно «срубить» с владельца автомобиля такой-то марки, такого-то года выпуска.

Как определяется стоимость работ на «белых» сервисных станциях, и рассказано в этой статье. Начнем с такого понятия, как «Нормирование трудозатрат». В переводе с официального языка , это означает, что все операции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей описываются, время, которое они занимают, определяется хронометражем. А после этого все полученное сводится в справочники по нормативам трудозатрат, единицей измерения в которых принимается «1 нормо-час».

Так действуют автопроизводители, нормирующие трудозатраты по рабочим операциям и сводящие их в отдельные справочники-таблицы по каждой модели автомобиля. Потом эти справочники предоставляются автоцентрам официальных дилеров марки. Они и являются отправной точкой для начисления итоговой стоимости работ. Например, если в справочнике написано «Замена ступичного подшипника передней оси – 1 нормо-час», то специалист дилерского автоцентра внесет для оплаты именно эту величину трудозатрат.

Будьте в курсе, что за соблюдение данных нормативов дилерский автоцентр несет серьезную ответственность как перед своим автопроизводителем, так и перед Законом. Так что если какая-либо проверка выявит «приписки», то это грозит дилеру сильнейшими неприятностями, вплоть до лишения статуса дилера со стороны автомобильного концерна и отзыва разрешительных документов со стороны государственных органов. Так как работа предприятий дилерского сервиса находится под жестким контролем государства, проверки со стороны автопроизводителя тоже не редкость, то никто из официальных  дилеров такими глупостями, как завышение нормативов времени, заниматься не будет.

Клиент оплачивает только то время, которое указано в справочнике по нормативам трудозатрат! Если персонал не вкладывается в норматив – это проблемы автоцентра, а не клиента. Нужно работать над оснащением и квалификацией персонала. Что же касается «природы» нормо-часа, то «1 нормо-час» это единица измерения, но она может быть и дробной, если хронометраж рабочей операции, выполняемый составителями справочника, покажет меньшее время. Например, «Замена моторного масла и масляного фильтра – 0.3 нормо-часа», или «Замена лампы в указателе поворота – 0.5 нормо-часа». Такие записи в заказ-нарядах – не редкость.

Стоимость нормо-часа определяется каждым предприятием автосервиса на основании постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 28 января 2008 года №23 "Об утверждении инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств". Этот документ определяет методику формирования расценок на услуги, тот же нормо-час, на основании его себестоимости. Себестоимость определяется на основании многочисленных издержек, которое несет предприятие при ведении производственной деятельности. После вычисления себестоимости, определяется прибыль, исходя из конъюнктуры рынка и качества оказываемых услуг, которая прибавляется к себестоимости. На основании полученной суммы исчисляется сбор в Республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции. Сумма себестоимость+прибыль+сбор равна стоимости нормо-часа без НДС и налога на услуги для физических лиц. Таким образом, к этой сумме остается добавить упомянутые налоги, и расценка на нормо-час готова.

Итак, стоимость услуги равна произведению количества потребных трудозатрат в нормо-часах и стоимости единицы трудозатрат. Это и есть прейскурант на услуги автосервиса, который практикуют все легально функционирующие предприятия автосервиса. Все конкретно определено и закреплено на уровне документов. Все можно быстро и четко выяснить и точно вычислить.

Есть единственный нюанс ценообразования на услуги, по которым нельзя сразу вычислить точную стоимость работ. Этот нюанс называется «Поиск неисправности». Приезжает, скажем, клиент в автоцентр, и говорит: «У меня машина дергается при разгоне, устраните». Рыскать по справочнику в поиске такой работы, как «устранение подергиваний авто», бесполезно. Причин одного проявления неисправности может быть больше десятка! Такое же «подергивание» на разгоне может быть обусловлено свечами зажигания, проблемами с проводкой, изношенным топливным насосом, засорившимся топливным фильтром, засорившимся воздушным фильтром, подсосом воздуха во впускном коллекторе, неисправностями электроники управления двигателем. Приходится все это искать, проверять, отсеивать, за что приходится платить.

Чтобы этого неприятного нюанса избежать, есть единственный действенный метод: покупайте заведомо технически исправный, в идеале, новый автомобиль, и соблюдайте требования Регламента ТО! Тогда вероятность неожиданных «подергиваний», «незапусков», «стуков» и прочего, причины которого приходится искать, платить за их поиск, потом платить за устранение, будет минимальна.